Вы здесь

Как оградить ребенка от знакомства с психоактивными веществами?

06.06.2019

Вряд ли найдется родитель, который захочет, что бы его ребенок употреблял наркотические вещества и был зависимый от них. Но как уберечь своего ребенка от такой зависимости? Универсального рецепта, к сожалению, не существует. Но некоторые рекомендации при воспитании детей использовать можно. Как защитить детей от зависимости, расскажет заведующий кабинетом медпрофилактики, врач – психиатр - нарколог Ханты-Мансийской клинической психоневрологической больницы Константин Ковалёв.

 -Константин Алексеевич, что вообще такое зависимость. В чем принципиальная разница между привычкой и зависимостью?

Ковалев К.А.: Зависимое поведение в той или иной степени составляют суть человеческой жизни. И это не обязательно должно быть зависимость от психоактивных веществ. Те же пищевые привычки, музыкальные пристрастия, выбор партнеров не обходятся без элементов зависимости. Вопрос лишь в том, когда тяга приобретает патологический характер?

По большому счету, зависимое поведение – это своеобразная попытка бегства от реальности, уход в измененное психическое состояние. Главное, чтобы оно обеспечивало безопасность (хотя бы минимум) и эмоциональный комфорт.

- Как определить, что у близкого тебе человека наступила зависимость?

Ковалев К.А.: Существую критерии зависимости, сопоставив их можно определить, страдает близкий вам человек зависимостью или нет. Ну вот, например:

  • Человек начинает игнорировать ранее значимые для него события;
  • Распадаются прежние отношения и связи, сменяется ближайшее окружение;
  • Непонимание или даже враждебность со стороны значимых для зависимого человека людей;
  • Скрытность, раздражительность, резко агрессивная реакция на критику; чувство вины или беспокойство по поводу своей зависимости;
  • Безуспешные попытки избавится от пристрастия к психоактивному веществу.

 - Когда мы говорим о зависимости, стоит ли учитывать генетику. К примеру, если один из родителей был алкоголиком, означает ли это, что и дети станут злоупотреблять спиртным?

Ковалёв К.А.: Известно, что ни алкоголизм, ни наркомания по наследству не передаются. Передается лишь предрасположенность. Тем не менее, этот факт необходимо учитывать. Так, у детей из семей, где родители употребляю наркотические вещества в 7 раз больше вероятность формирования зависимости. Но даже наличие предрасположенности вовсе не означает, что заболевание обязательно разовьется: все зависит от влияния семьи и окружающей ребенка социальной среды.

Огромное значение имеет поведение будущей матери во время беременности. Употребление любых психоактивных веществ в любых дозах негативно влияет на ребенка. Это доказанный и неоспоримый факт. Вопрос лишь в том, будут ли это врожденные уродства, врожденные заболевание или изменения биохимии головного мозга, которое изменит психику будущего ребенка.

У героиновых наркоманок дети рождаются со сформировавшейся наркотической зависимостью, причем уже спустя 4 часа после родов у младенца может начаться самая настоящая «ломка». Но и вроде бы «безобидное» курение во время беременности оказывает влияние на будущее поведение детей и их здоровье.

Риск стать наркоманом для девушки – подростка в 5 раз больше, если ее мать курила больше 10 сигарет в день в течение беременности. Среди юношей, матери которых курили во время беременности, приступы неадекватного поведения в 4 раза выше, чем у юношей, чьи матери не курили.

Повышают риск формирования зависимого поведения у ребенка наличие у мамы психических травм, чрезмерных стрессов во время беременности и даже нежелательная беременность.

Таким образом, профилактика наркомании начинается за долго до его рождения и даже зачатия.

 - Какие существую основные методы профилактики зависимости?

Ковалёв К.А.: Быть примером. Психологи, давно заметили: в каком психическом состоянии находится мать, в таком состоянии находится и ребенок, особенно в возрасте до 2х лет. Это очень важно, ведь ребенок копирует с родителей и спектр психических реакций, и их интенсивность.

Предположим, мать работает воспитателем в детском саду и привыкла к «приподнятой» речи, избыточным жестам, преувеличенным выражениям чувств, иногда и командному тону. У ребенка такой матери, если она не будет делать «поправку на дом», с большей долей вероятности практически не будут формироваться тонкие оттеночные эмоции, а порог психических реакций окажется искусственно завышенным. И в подростковом возрасте эти нарушения он вполне может начать компенсировать сигаретами, алкоголем и наркотиками.

Если мать относится к своему ребенку отчужденно, система «мать-дитя» может вообще не сформироваться. И тогда психические реакции ребенка будут развиваться с отставанием, эмоционально обедненными. Ему будет трудно в будущем строить межличностные отношения, он замыкается в себе. И справиться с этими проблемами подросток тоже пытается при помощи психоактивных веществ.

Вместе с тем, важно помнить о балансе поощрения и наказаний при воспитании. Таким образом, ребенок тренируется переживать неприятности, пусть и незначительные. Выросший в атмосфере избыточной «любви», человек не сможет «держать удар» и будет искать суррогат то самой атмосферы, в том числе и среди наркотиков.

Подбирать ключик. Детский сад и школа, где проходят процессы социальной адаптации ребенка, - это тоже зона риска. Особенно сложен в этом смысле первый класс. Для детей, которые привыкли воспринимать мир через телесные ощущения (потрогать, побегать, подбросить, повертеть в руках, поиграть), неподвижное сидение за партой в течение 30-45 минут – настоящая пытка. Их фактически лишают основного канала поступления информации. Отсюда сложности в усвоении материала, конфликты с преподавателем и одноклассниками. А таких детей в классе до 30%.

У другой группы детей степень усвоения материала зависит от того впечатления, которое он производит, от тех интонаций и эмоций, которые «выдал» учитель во время урока. Таким ученикам сложно воспринимать четко систематизированную информацию (на пример математику), они считают ее сухой и скучной. И у них тоже возникает «эмоциональное голодание», но уже по другой причине.

Что же делать родителям? Не препятствуйте, когда дети начинают пробовать множество кружков и секций, не задерживаясь долго ни в одном из них. Это нормально. Таким образом, они примеряют на себя различные виды деятельности, набираются опыта получения удовольствия, удовлетворения от творчества или самореализации. Чем больше подобного опыта получит ребенок, тем меньше риск, что он будет искать удовольствие в психоактивных веществах.

В школе, примерно с 9-10 лет, формируется и групповое поведение ребенка. Оно формируется по разным принципам – двор, интересы, музыка, спорт и т.п. Рано или поздно в группу может случайно попасть психоактивное вещество. И если подросток стремится «быть как все», если статус в группе для него выше всего остального, он обязательно попробует. К счастью, группы редко сразу же начинают пробовать героин, чаще всего речь идет о психостимулторах или марихуане.

Информировать. Ребенок должен узнать о наркотиках от Вас. Хотя на подростка гораздо большее впечатление может произвести беседа с более близким по возрасту родственником – старшим родным или двоюродным братом, Вашими сестрами или братьями.

Объясните, что «легких» наркотиков не существует, они лишь «аэродром подскока» для перехода на более «тяжелые». Что психоактивная зависимость, развивающаяся при курении марихуаны, «не отпускает» так же, как и физическая зависимость от алкоголя. И что порой всего одного укола героина достаточно для формирования пожизненной и стойкой наркомании.

Покажите ему веб-сайты антинаркотической направленности, пусть он почитает реальные истории наркоманов, посмотрит на фотографии возможных последствий. Большое впечатление на подростков обычно производит художественный фильм Дарена Аранофски «Реквием по мечте», да и документальный фильмов на эту тему достаточно.

Родительские заповеди.

1. Не старайтесь сделать из ребенка свою копию, он будет собой, даже если Вы этому будет активно противодействовать.

2. Не требуйте от ребенка благодарности только за то, что Вы дали ему жизнь. В свое время он даст жизнь Вашим внукам и уже этим вернет свой долг с лихвой.

3. Не вымещайте на ребенке свою злость и обиды за неудачи в работе или личной жизни. Все зло, которое Вы излили на ребенка, вернется к Вам, нередко в гипертрофированном виде.

4. Относитесь серьезно к проблемам ребенка, даже если Вам они кажутся смешными. У него меньше жизненного опыта, помогите ему, поделитесь своими знаниями.

5. Никогда не унижайте ребенка. Помните, что он такая же личность, как и все остальные, у него тоже есть чувство собственного достоинства.

6. Любите ребенка просто так, а не за то, что он талантлив, красив или умен.

7. Никогда не делайте чужому ребенку того, чего не сделали бы своему.

Материалы взяты с

сайта пресс-службы

 БУ ХМАО - Югры
«Ханты-Мансийская клиническая
психоневрологическая больница»

 

https://cmphmao.ru/node/72592