Вы здесь

«Как уберечь ребёнка от употребления наркотических и психоактивных веществ»

 11.03.2019

«Как уберечь ребёнка от употребления наркотических и психоактивных веществ»

Научить человека быть счастливым нельзя,

но воспи­тать его так, чтобы он был счастливым, можно.
А. С. Макаренко

          Сегодня вашему ребенку могут предложить наркотики в любом учебном заведении, во дворе и на дискотеке. Вокруг слишком много наркотиков, чтобы успокаивать себя соображениями вроде: «С моим ребенком такого случиться не может». Но рынок сбыта очень близко – это наши дети. И распространители наркотиков – часто являются сами подростки. Поэтому единственная возможность оградить своего ребёнка от употребления наркотических средств и психоактивных веществ – воспитать его таким образом, чтобы у него не было потребности прибегать к «воображаемому» счастью, чтобы реальная жизнь делала его счастливым.
        Ребенок – это зеркало, отражающее своих родителей. Мы воспитываем ребенка своим примером – не своими советами, нравоучениями, нотациями, а своим поведением, своей повседневной жизнью. Согласно данным опросов, наиболее частым мотивом употребления наркотиков является «неудовлетворенность жизнью и желанием отвлечься от нее», а микросреда, в которой вращается современный ребёнок, весьма неблагоприятна.

Причины и факторы ведущие к употреблению детьми психоактивных веществ

- социально – педагогическая запущенность;

-глубокий психический дискомфорт, который вызван неблагополучием семейных взаимоотношений, отрицательным психологическим микроклиматом в семье, систематическими учебными неуспехами, не сложившимися взаимоотношениями со сверстниками в коллективе класса, неправильным (несправедливым отношением к нему со стороны родителей, учителей, товарищей по классу и т.д.);

-отклонения в состоянии психического и физического здоровья и развития, возрастные кризисы, акцентуации характера (по гипертимному, неустойчивому, конформному, истероидному и эпилептоидному типу);

- отсутствие условий для самовыражения;

- безнадзорность и смещение социальных и личных жизненных целей и планов с позитивных на негативные.

Особую роль и значение играет социально – педагогическая безнадзорность детей и подростков, развивающаяся на фоне равнодушия и невнимательности к ним окружающих. В итоге зарождаются чувства одиночества, заброшенности, своей ненужности и незащищённости. Возникают чувства протеста, отчуждения, неприязни по отношению ко взрослым. А микросреда, в которой будет «вращаться»  современный ребёнок, весьма неблагоприятна.

Работа родителей для профилактики употребления детьми в наркотических и психоактивных веществ:

 – необходимо создать приятную атмосферу в семье. Если ребенку с родителями плохо, он, как правило, начнет искать, к кому бы ему эмоционально «прикрепиться».
 - поддерживайте с ребенком эмоциональный контакт: вникайте в его интересы, сопереживайте его увлечениям, показывайте ему свою любовь.
 - воспитывайте любовь к жизни. Не надо, чтобы ребенок каждый день от нас слышал, как тяжела жизнь, сколько вокруг плохих людей, какие ужасные дороги, какая гадкая погода...

- старайтесь проводить с ребёнком как можно больше времени, делайте все вместе с ним: рисуйте, ходите в театр, делайте домашнюю работу, занимайтесь спортом, обсуждайте прочитанные книги. Будьте в курсе его школьной жизни, приглашайте к себе домой его друзей. Не контролируйте его, а живите с ним одной жизнью, любите своего ребенка и принимайте его таким, какой он есть;
 - учите детей самоуважению. Предрасположенность к употреблению алкоголя, ПАВ, наркотиков непосредственно связана с тем, насколько человек себя уважает. Сформировать самоуважение у ребенка можно, если часто хвалить его даже за незначительные успехи, если помогать ему ставить перед собой реальные цели, если привлекать его к совместной с вами работе, чтобы он чувствовал себя частью команды и получал удовлетворение от выполненных обязанностей;

- почаще хвалите своих детей, обнимайте, говорите, что вы их любите;

- критикуйте и оценивайте не его личность, а отдельные поступки. Не скупитесь на улыбки и поощряйте даже малейшие достижения.

- помогите своему ребенку сформировать собственное отношение к наркотикам.

Как можно заподозрить что ребёнок стал принимать наркотические и психоактивные вещества?

Все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться Вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки измененного поведения появились в характере вашего ребенка, вы можете высказать вслух свои подозрения подростку.

Какие же это признаки?

1. Он (она) начал часто исчезать из дома. Эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь и расспросить о том, где же все-таки находился Ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.

2. Он (она) начал очень часто врать. Эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д.

3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери), практически, полностью поменялся круг друзей.

4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Он изменился, стал по отношению к Вам более холодным, недоверчивым «чужим».

5. Он вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняться настроение.

6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Он (она) не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.

7. У него изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда Вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.

8. У Вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко.

9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро сбежать в свою комнату.

Общие признаки употребления  наркотических и психоактивных веществ:

  • Внешний вид и поведение в той или иной мере напоминает состояние алкогольного опьянения, но при отсутствии запаха алкоголя изо рта или при слабом запахе, не соответствующем состоянию; * Изменение сознания: сужение, искажение, помрачение;
  • Изменение настроения: беспричинное веселье, смешливость, болтливость, злобность, агрессивность, явно не соответствующие данной ситуации;
  • Изменение двигательной активности: повышенная жестикуляция, избыточность движений, неусидчивость или обездвиженность, вялость, расслабленность, стремление к покою (независимо от ситуации);
  • Изменение координации движений: их плавность, скорость, соразмерность (размашистость, резкость, неточность), неустойчивость при ходьбе, покачивание туловища даже в положении сидя (особенно явное при закрытых глазах), нарушенный почерк;
  • Изменение цвета кожных покровов: бледность лица и всей кожи или, наоборот, покраснение лица и верхней части туловища;
  • Блеск глаз;
  • Сильно суженные или сильно расширенные зрачки, не реагирующие на свет;
  • Изменение слюноотделения: повышенное слюноотделение или, наоборот, сухость во рту, сухость губ, осиплость голоса;
  • Изменение речи: ее ускорение, подчеркнутая выразительность, или же замедленность, невнятность, нечеткость речи.
    Помните! Чем раньше Вы заметите неладное, тем легче будет справиться с бедой !

Список использованных источников:

1.Электронный ресурс: https://nsportal.ru/shkola/rabota-s-roditelyami/library/2014/03/15/kak-uberech-rebyonka-ot-priyoma-psikhoaktivnykh

2.Электронный ресурс: http://www.iskratgg.ru/index.php/novosti/112-bezopasnost/1873-kak-uberech-rebenka-ot-upotrebleniya-psikhoaktivnykh-veshchestv

Информацию подготовила:                                                                            

Н.М. Саранчук

Социальный педагог  

отделения психолого-педагогической

помощи семье и детям