Вы здесь

О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ с 01.01.2015

О ПОРЯДКЕ И УСЛОВИЯХ ОКАЗАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ С УЧЕТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 ГОДА № 442-ФЗ «ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» С 1 ЯНВАРЯ 2015 ГОДА

     С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который заменяет собой действующие Федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Закон направлен на развитие системы социального обслуживания населения в Российской Федерации, обеспечение и защиту прав граждан (семей) на социальное обслуживание, повышение его уровня, качества и эффективности. Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

      В Законе с учетом наилучшей практики работы субъектов Российской Федерации изложен перечень социальных услуг, которые должны предоставляться гражданам (семьям), раскрыто содержание социальных услуг и определены условия их предоставления – стационарные, полустационарные, по месту проживания (на дому), что облегчает понимание людьми своих прав в области социального обслуживания, возможностей и условий для решения возникших у них проблем. Благодаря этому повышается адресность обращения граждан (семей) за получением конкретных видов социальных услуг, сокращается маршрут движения граждан (семей) за социальными услугами и трудоемкость их получения.

     Закон создает предпосылки для привлечения к предоставлению социальных услуг юридических и физических лиц, независимо от форм собственности, в том числе бизнес-сообществ, социально ориентированных некоммерческих организаций и добровольцев. Впервые законодательством вводится новое направление работы учреждений социального обслуживания – социальное сопровождение граждан, которое предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, и основывается на межведомственном взаимодействии организаций, оказывающих такую помощь.

   Нормы Закона направлены на профилактику обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, разработку и реализацию мероприятий, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижение их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Оказание социальных услуг осуществляется на основании заявления гражданина о предоставлении социального обслуживания, индивидуальной программы предоставления социальных услуг, в которой указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления услуг, учитывая индивидуальную потребность гражданина, а также перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг.

     Индивидуальная программа для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика социальных услуг – обязательный характер. Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года. Учреждения социального обслуживания – поставщики социальных услуг – в течение суток с даты представления индивидуальной программы осуществляют зачисление получателя социальных услуг на социальное обслуживание на основании своего приказа, заключают с ним или его законным представителем договор о предоставлении социальных услуг. Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг являются положения, определенные индивидуальной программой, стоимость социальных услуг, в случае если они предоставляются за полную или частичную плату.

    Гражданин вправе обратиться к иному поставщику, который не включен в индивидуальную программу, но состоит в реестре поставщиков в автономном округе. При этом поставщику компенсируются затраты на предоставление социальных услуг в соответствии со стоимостью индивидуальной программы рассчитанной по подушевым нормативам финансирования социальной услуги. В целом реализация Федерального закона в автономном округе позволит закрепить единые стандарты оказания услуг, адресный подход к предоставлению социальных услуг с учетом индивидуальных потребностей граждан. Внедрение индивидуальной программы предоставления социальных услуг с установленными сроками ее реализации направлено на эффективное оказание социальных услуг, устранение ситуации, в связи с которой гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании.