Вы здесь

Рука помощи: как наставник меняет жизнь молодого инвалида

21.03.2025

«Учитель влияет на вечность;

 он никогда не узнает размеры своей работы», -

Генри Адамс

Молодым инвалидом называют человека с ограниченными возможностями здоровья, который получил статус инвалидности до достижения определенного возраста, чаще всего до 18 лет. Этот термин охватывает широкий спектр состояний, включая физические, интеллектуальные, сенсорные и психические нарушения, которые могут препятствовать полноценной жизнедеятельности.

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» целью которого является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Пыть-Яхский комплексный центр социального обслуживания населения» (далее - учреждение) созданы все условия для работы с инвалидами.

Я, Наталья Михайловна Саранчук, специалист по социальной реабилитации отделения социальной реабилитации и абилитации граждан пожилого возраста и инвалидов. Работаю в учреждении более 20 лет, и являюсь в течении 9 лет наставником молодого инвалида - Шубина Никиты.

   

Шубин Никита 28 лет, родился здоровым ребенком, но в 3 года переболел простудно-вирусным заболеванием, которое дало осложнение на опорно-двигательный аппарат и прогрессирующею эпилепсию.

Никита живет в полной, дружной семье, которая создала для него все комфортные условия, любовь, заботу, доверие и уверенность в завтрашнем дне.

Основа семьи Шубиных - это крепкие взаимоотношения в семье. Когда родители поддерживают друг друга, открыто общаются и уважают мнение каждого члена семьи, это создаёт атмосферу гармонии и взаимопонимания.  Доверие между родителями является ключевым элементом их отношений, что положительно сказывается на всей семейной динамике.

Никита является получателем социальных услуг учреждения с 2016 года и получает все виды социальных услуг согласно индивидуальной программы предоставления социальных услуг (ИППСУ) - социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющие ограничения жизнедеятельности.

К наставничеству я пришла, начав работать с Никитой.  Мне очень хотелось помочь ему, видя его закрытость, испуганность, неразговорчивость, неконтактность, неадаптированность к социуму. Я стала изучать и собирать информацию о разных видах помощи. В это же время я начала заниматься волонтерством, помогать нуждающимся. Для оказания качественной, нужной помощи я прошла обучение на курсах повышения квалификации: «Особенности организации добровольческой (волонтерской) помощи лицам с инвалидностью, в том числе семьям, воспитывающих детей-инвалидов»; «Обучение специалистов, обеспечивающих социокультурную реабилитацию и абилитацию инвалидов, в том числе детей-инвалидов», также принимаю участие в семинарах, вебинарах, информационно-дискуссионных площадках по данной тематике.

Никита в 2016 году, придя в учреждение имел ограниченный контакт взаимоотношений с людьми, слабую моторику пальцев рук, слабый мышечный корсет, трудности в передвижении, присутствовала паника, которая мешала сосредоточиться и принять правильное решение и т.д.

Как наставник, я часто ставила себя на место своего подопечного, чтобы понять, с какими трудностями он сталкивается и как ему помочь. Одна из основных целей моей работы - помочь Никите стать максимально самостоятельным и независимым.

Я поняла, что работу необходимо начать с родителями, потому, что поддержка семьи играет ключевую роль в процессе адаптации и интеграции Никиты в общество. Семья Шубиных часто испытывает стресс и беспокойство, связанные с его особыми потребностями.

Вот несколько аспектов, которые я использовала в своей работе:

- обучение родителей методикам работы с детьми с ОВЗ;

- психологическая поддержка;

- совместные планы реабилитации и социальной адаптации;

-   информирование родителей о доступных ресурсах и услугах.

За 9 лет наставничества с Никитой я, его родители и специалисты учреждения при тесном взаимодействии достигли следующих результатов:

- научили самостоятельному самообслуживанию;

-  укрепили мышечный корсет и опорно-двигательный аппарат с помощью реабилитационного оборудования;

- развили и укрепили мелкую моторику пальцев рук с помощью регулярных занятий с использованием методов «Су-Джок» терапии и пальчиковой гимнастики;

- улучшили развитие памяти с помощь заучивания стихов, песен, потешек;

- улучшили логическое мышление с помощью решения математических заданий, настольных игр, изучения алфавита, счёта, составления рассказа по картинкам и т.д.;

- улучшили физическое развитие с помощью регулярных занятий по адаптивной физической культуре и применением дыхательной гимнастики;

- улучшили эмоциональное состояние с помощью занятий с психологом, педагогом, логопедом.

Важно также отметить, что успех такой работы зависит от комплексного подхода, включающего в себя как индивидуальные, так и групповые формы взаимодействия, а также сотрудничество с различными организациями и учреждениями.

Никиту приглашают на значимые мероприятия в городскую организацию общероссийской общественной организацией «Всероссийское общество инвалидов» в г. Пыть-Яхе, МАУК «Культурно-досуговый центр «Россия», МАУК «КЦ Библиотека-музей», МБОУ ДО «Детская школа искусств» и т.д., где я являюсь связующим звеном.

Участвуя в жизни Никиты на протяжении 9 лет, я могу смело сказать, что наставничество - это не просто роль, а целая философия взаимодействия с другим человеком. Она включает в себя несколько ключевых аспектов:

- поддержка;

- передача опыта;

- развитие;

- советы и рекомендации;

- обратная связь;

- роль модели;

- доверие и уважение между наставником и подопечным.

Я счастлива, что мой опыт, знания, умения и труд принесли в жизнь Никиты положительные изменения, это вызывает чувство удовлетворения и радости.

Помощь другим людям, особенно когда она оказывает значимое влияние на их развитие и благополучие, является одной из самых ценных вещей, которую я, как наставник, могу сделать!

    

Автор:

Саранчук Наталья Михайловна. специалист по социальной реабилитации  

Соавтор:

Макеева Светлана Николаевна, заведующий отделением информационно-аналитической работы