Вы здесь

Службы медиации и примирения в г. Пыть-Яхе

25.04.2022

Медиация — это альтернативный способ разрешения споров и конфликтов, при котором сами стороны, вовлеченные в спор, наделены силой и влиянием на процесс поиска решения, а также возможностью свободного волеизъявления при выработке договоренностей. Медиация — это особая форма посредничества, не предполагающая вынесения посредником суждения, решения по спору.

Результатом применения процедуры медиации является медиативное соглашение, в котором прописываются условия разрешения спора (п. 7 ст. 2 закона о медиации). Такое соглашение заключается в письменной форме, однако в случае, если спор уже находится на рассмотрении суда, не имеет юридической силы. Для того, чтобы закрепить достигнутые договоренности в правовом поле, стороны могут ходатайствовать перед судом о признании медиативного соглашения мировым (ч. 3 ст. 12 закона о медиации).

Если у вас возник спор, который вы не можете урегулировать самостоятельно, путем прямых переговоров с вашим оппонентом, и ситуация отвечает хотя бы одному из приведенных выше критериев, лучше сразу обратиться к процедуре медиации.

Институт медиации существует в России более 10 лет, а после вступления в силу 1 января 2011 года специального закона он вышел на новый уровень (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"; далее – закон о медиации). 

Медиация возможна лишь тогда, когда участни­ки конфликта готовы сотрудничать над разрешени­ем конфликтной ситуации и, таким образом, для них сохраняется возможность дальнейших отношений и партнерства. Иными словами, одной из главных предпосылок для медиации является воля сторон к мирному разрешению спора и добровольность их участия в процедуре медиации.

В медиации выдвигаются на передний план интересы сторон, причем выявляются истинные раз­личия интересов и обозначается их возможная об­щность. Идет создание условий для нахождения такой формы взаимоотношений, которая позволила бы кон­фликтующие стороны превратить в сотрудничающие. Это отчасти достигается уже самим их участием в про­цедуре медиации, что позволяет осознать возможнос­ти и преимущества сотрудничества, партнерских отно­шений. Несмотря на существующие в данный момент трудности и кажущиеся неразрешимыми разногласия, у сторон есть возможность сохранить партнерские от­ношения, и даже найти новую форму сотрудничества.

Роль медиатора состоит, с одной стороны, в том, чтобы следить за общими правилами (регламен­том), которые обычно вырабатываются сторонами до начала процесса медиации, и, с другой стороны, сделать «невысказанное» осознаваемым сторонами и обсуждаемым, за счет своих стараний обнаружить и сделать прозрачными специфические, постоянно встречающиеся дисфункциональные модели комму­никации участников.

Для того чтобы действовать в качестве медиато­ра, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их индивидуальных проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.

Критерии отбора семей для проведения медиации

Основными критериями для участия в медиации являются:

наличие трудной жизненной ситуации, ее необходимо разрешить или принять решение в отношении ребенка;

возраст участников старше 10 лет (возможны исключения, необходимо учитывать уровень развития ребенка);

семья согласна на проведение медиации и знает, что участие – это добровольный процесс,

у семьи есть ближайшее окружение, которое готово поддержать ее;

участники мотивированы, положительно настроены и хотят разрешить возникшие трудности.

Определены также критерии, когда семейная ситуация
не принимается медиацией. Основными из них являются:

отсутствие ближайшего окружения (количество предполагаемых участников от семьи – 1 или 2 человека);

отсутствие мотивации – семья не видит необходимости
в организации и проведении медиации;

высокий уровень враждебности и агрессивности по отношению друг другу среди членов семьи;

члены семьи или родители хронически зависимы от алкоголя или наркотиков;

члены семьи или родители недееспособны в силу психического заболевания;

проблема семьи чересчур личная, чтобы выносить ее на обсуждение даже с дальними родственниками;

семьи, в которых есть доминантные члены семьи, которые могут манипулировать другими участниками;

наличие выработанного решения специалистами, работающими
с семьей; маловероятно, что самостоятельно принятое семьей решение будет одобрено специалистами в случае проведения семейной групповой конференции; специалисты предпочитают традиционные методы работы
с семьей инновационным;

предубежденность специалистов, которые не видят в семье потенциала;

несогласие семьи с причиной для встречи (с ключевым вопросом);

ситуация, когда возраст ребенка приближается к совершеннолетию, и он не хочет проводить такую встречу. К такому мнению необходимо отнестись с уважением. Если ребенок младше, то обстоятельства в семье
и ключевой вопрос определяют необходимость проведения встречи (даже без присутствия ребенка);

категорические возражения биологических родителей (или замещающей семьи) против проведения медиации. Однако если родители лишены родительских прав или ребенок временно проживает вне биологической семьи, то ближайшее окружение может быть собрано независимым ведущим по заявке референта, чтобы определить место проживания ребенка среди родственников (по возможности);

в ситуациях жестокого насилия, в случаях угрозы безопасности ребенку или другим членам семьи после проведения медиации, когда ребенок категорически отказывается от участия, а без него невозможно провести встречу;

ситуация требует немедленного вмешательства, а ее разрешение – жизненно важное;

ограниченные временные рамки по подготовки семейного совета,
то есть недостаток времени для подготовки.

Следует подчеркнуть, что участники конфликта могут отказаться
от проведения медиации в любое время, на любом этапе.

В свою очередь, ведущий тоже имеет право не проводить
или прекратить проведение медиации, если посчитает ведение переговоров нецелесообразным по следующим причинам:

спор не может быть разрешен с помощью медиации;

стороны уклоняются от участия, не соблюдают правила поведения
и принципы медиации;

стороны не предоставляют информацию, которая является необходимой для проведения примирительной встречи;

стороны ориентируются на заключение соглашения, противоречащего правовым нормам;

в результате соглашения может быть причинен ущерб третьей стороне.

Принимая решение о прекращении проведения восстановительной программы, ведущий должен объяснить сторонам причины отказа.

Каждый из участников медиации имеет право в любой момент прекратить процесс медиации.

На протяжении всего процесса медиации сто­роны ведут переговоры вместе, при общем участии. Индивидуальные встречи проводятся с ведома и с со­гласия всех участников.

Все эти условия направлены на максимальное ис­пользование преимуществ медиации, и их выполне­ние всеми участниками во многом стимулируется той выгодой, которую они получают, включаясь в этот процесс. Такая выгода должна быть очевидна для всех, и, прежде чем диктовать участникам перечисленные выше условия, следует обрисовать те преимущества, которые они получают, согласившись принять участие в медиации:

Уважаемые жители города Пыть-Яха!

Информация о службах примирения в нашем городе размещена на официальном сайте администрации г. Пыть-Яха  https://adm.gov86.org/399/699/844/2641/

Служба примирения есть в каждой общеобразовательной школе города.

Услуги медиации оказывают и социальные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в нашем городе это БУ «Пыть-Яхский комплексный центр социального обслуживания населения».

Информация о социальных учреждениях, оказывающих услуги медиации также доступна на официальном сайте администрации города, по ссылке https://adm.gov86.org/399/699/844/4040/

Статья подготовлена заведующим отделением

психологической помощи гражданам Мингалёвой М.Л.