Вы здесь

Защита детей сегодня

 23.01.2015       

Информация в средствах массовой информации о постоянном росте преступности усиливает опасения родителей, в том, что их дети могут быть похищены, подвергнуться насилию или просто попасть под влияние плохой компании.

Чтобы обеспечить детям безопасность, родители обязаны:

- защитить их в ситуации, с которой дети  не могут справиться самостоятельно;

- подготовить их к ситуации потенциального риска.

     Означает ли защита детей - постоянное нахождение рядом с ними? Если вы так считаете, то, вероятно, уже поняли, что это возможно, лишь до определенного возраста ребенка.

     Некоторые родители чрезмерно опекают детей, другие же, наоборот, позволяют им слишком многое, цепляясь за иллюзию, что с их ребенком никогда ничего не случится. Оба эти подхода имеют своим следствием повышенную уязвимость детей – как раз противоположное тому, чего пытаются добиться их родители.

   Чрезмерно опекаемым детям, например, не позволено иметь собственное мнение, поэтому они не готовы распознавать опасные или подозрительные ситуации. Чрезмерно опекаемые дети сомневаются в своих способностях и суждениях и чересчур полагаются на подсказку взрослых. В результате, они в большей степени подвержены неприятностям, которые могут исходить от недоброжелательных людей.

     Предоставляя же детям слишком много свободы, возлагая на них слишком большую ответственность, мы переоцениваем их способность учиться методом проб и ошибок.

     Главное оружие, которым пользуются преступники и большинство похитителей,- это обман. Дети с низкой самооценкой и жаждущие ласкового обращения – легкая мишень. Типичный домогатель осыпает их дарами и ласками. Он говорит ребенку, что никто не любит его так, как он. Большинству детей крайне сложно поверить в то, что человек, которому они доверяют, способен сексуально эксплуатировать их. Манипулируя своими жертвами с помощью подкупа, ласки, а в некоторых случаях и угроз, домогатели добиваются того, что эти отношения длятся долго и удерживаются в тайне.

     Одна из самых эффективных уловок, которой пользуются похитители, - просьба о помощи. Дети, которых учат быть отзывчивыми, невзирая на то, кому нужна помощь, - являются легкой добычей. Похититель едет на машине вдоль тротуара рядом с идущим ребенком и просит помочь показать правильный путь. Как только ребенок приближается к машине на расстояние вытянутой руки, похититель втаскивает жертву в машину и уносится прочь. Или же похититель притворяется опечаленным пропажей своей собачки и просит помочь поискать ее. Ребенок не чувствует потенциальной опасности и следует за похитителем в лесопарк, удаляясь от людных мест.

     Детей нужно научить распознавать хитрости и противостоять попыткам насилия. Но надо помнить, что обучение – длительный процесс. Вы не можете составить список из десяти правил безопасности, наклеить его на холодильник и считать свою работу выполненной. Кроме того, обучать малышей, не давая возможности практиковаться, - все равно, что учить их плавать, не пуская в воду! Ваши дети выучат и запомнят правила безопасности, постоянно повторяя их, задавая вопросы, обсуждая их с вами и применяя их в специально созданных вами тренировочных ситуациях.

     Дети должны узнать и понять, как вести себя в разных ситуациях, прежде чем они окажутся в них. Бесполезно кричать ребенку в спину, когда он впервые идет в школу самостоятельно: «Не смей садиться в машину к незнакомцам!». Можно использовать такой прием: незадолго до того, как вы дадите детям некоторую самостоятельность, делающую их уязвимыми для определенного рода хитростей, обсудите с ними несколько «сюжетов», с которыми им, возможно, придется столкнуться, объясните, как они должны пользоваться навыками «уличной смекалки».

     Сочетая ваше понимание того, что ребенок способен заучить и запомнить, с тем, что вам известно о его достоинствах и недостатках, вы добьетесь гораздо большего успеха в обучении сына (дочери) навыкам личной безопасности.

Общие рекомендации по обучению правилам личной безопасности

1. Учите ребенка правилам личной безопасности только тогда, когда он готов усвоить и запомнить их. Соотносите его интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость с материалом, который он, по-вашему, должен усвоить и применить.

2. Не пытайтесь развивать у ребенка слишком много навыков сразу, чтобы не ошеломить или не смутить его. Учите постепенно, шаг за шагом.

3. Периодически повторяйте и закрепляйте каждое пройденное правило безопасности, особенно те, в которых ребенок чувствует себя неуверенно.

4.   Внимательно следите за результатом.

5. Постарайтесь предугадать, когда вашему ребенку понадобиться узнать или применить какой-либо особый навык, и начните давать информацию или развивать этот навык заранее.

6. В зависимости от особенностей ребенка вам придется потратить больше времени на формирование одних навыков и меньше – на формирование других.

Навыки личной безопасности: от детского сада до школы

1.Понимать разницу между «хорошими» и «плохими» прикосновениями. Осознавать: если ты не хочешь, чтобы к тебе прикасались чужие взрослые, надо сказать им об этом и даже громко крикнуть при необходимости.

2.Позволять физические ласки только членам семьи.

3.Помнить: чужой человек, незнакомец – это тот, кого мы не знаем.

4.Усвоить идентифицирующую информацию – имя, адрес, номер телефона.

5.Спрашивать у родителей разрешения, прежде чем принять подарки от людей, не принадлежащих к семейному кругу.

6.Рассказывать родителям, если кто-то из взрослых пытается запугиванием вынудить его держать что-то в тайне.

7.Необходимо объяснить ребенку, что никто не смеет ему угрожать: «Если любой взрослый попытается запугиванием вынудить тебя хранить тайну, немедленно приходи ко мне».

 

Социальный педагог БУ «Комплексный центр

социального обслуживания населения «Гелиос»

Черемухина С.Н.