Вы здесь

Медиация – что это? (информационная статья для граждан)

30.10.2020

Что может медиация?

 

Разногласия, споры, конфликты являются неотъемлемой частью нашей жизни. Умение предотвращать конфликты, эффективно урегулировать разногласия, способность извлекать пользу из конфликта, разрешая его с наименьшими потерями, необходимы современному человеку в быту и в повседневной профессиональной деятельности.

Медиация — это альтернативный способ разрешения споров и конфликтов, при котором сами стороны, вовлеченные в спор, наделены силой и влиянием на процесс поиска решения, а также возможностью свободного волеизъявления при выработке договоренностей. Медиация — это особая форма посредничества, не предполагающая вынесения посредником суждения, решения по спору.

 Результатом применения процедуры медиации является медиативное соглашение, в котором прописываются условия разрешения спора (п. 7 ст. 2 закона о медиации). Такое соглашение заключается в письменной форме, однако в случае, если спор уже находится на рассмотрении суда, не имеет юридической силы. Для того, чтобы закрепить достигнутые договоренности в правовом поле, стороны могут ходатайствовать перед судом о признании медиативного соглашения мировым (ч. 3 ст. 12 закона о медиации).

Когда и кому нужно обращаться к процедуре медиации?

Если у вас возник спор, который вы не можете урегулировать самостоятельно, путем прямых переговоров с вашим оппонентом, и ситуация отвечает хотя бы одному из приведенных выше критериев, лучше сразу обратиться к процедуре медиации.

Институт медиации существует в России более 10 лет, а после вступления в силу 1 января 2011 года специального закона он вышел на новый уровень (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ "Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"; далее – закон о медиации). 

ВАЖНО ЗНАТЬ

Главное преимущество медиации перед судебным процессом заключается в оперативности разрешения конфликта – ведь медиаторы не связаны формальными требованиями процессуального законодательства и чаще всего не имеют "в производстве" несколько десятков дел одновременно, в отличие от судей. Кроме того, судебное решение часто не удовлетворяет одну или даже обе стороны, что вынуждает их обжаловать его в вышестоящие суды. У квалифицированного же медиатора гораздо больше возможностей добиться в ходе переговоров компромисса, который устроил бы всех участников спора.

Согласно Статье 153.5. Медиация ГПК РФ: 

«1. Стороны вправе урегулировать спор путем проведения процедуры медиации в порядке, установленном настоящим Кодексом и федеральным законом.

2. В случае заявления сторонами соответствующего ходатайства суд откладывает судебное разбирательство на основании части первой статьи 169 настоящего Кодекса.»

Следует подчеркнуть: процесс медиации харак­теризуется тем, что именно сами стороны, вовлечен­ные в спор, добровольно участвуя в процедуре меди­ации, вырабатывают возможные варианты решения проблемы. Медиатор не принимает, не выносит и не навязывает им никаких готовых решений. Он лишь ведет и направляет процесс взаимодействия сторон, создавая условия для лучшего понимания спорящими как самих себя, так и друг друга. Именно это и явля­ется одним из необходимых условий для выработки взаимоприемлемого, взаимовыгодного, отражающего реальность, жизнеспособного решения.

Причиной обращения к медиации является спор, конфликт. Но от характера конфликта во многом зави­сит применимость к нему метода медиации. Поэтому сначала нужно оценить, применима ли к этому конк­ретному случаю медиация как наиболее эффективный метод разрешения спора. Следует выделить критерии, по которым случаи могут быть отнесены к тому или иному способу разрешения споров, в зависимости от его процессуальной компетенции. Это позволит более четко отличать случаи, в которых наивысшей процес­суальной компетенцией обладает медиация или дру­гие процедуры альтернативного разрешения споров (АРС), от случаев, которые необходимо или предпоч­тительнее поручить судам (либо использовать соче-танную процедуру рассмотрения спора).

Медиация возможна лишь тогда, когда участни­ки конфликта готовы сотрудничать над разрешени­ем конфликтной ситуации и, таким образом, для них сохраняется возможность дальнейших отношений и партнерства. Иными словами, одной из главных предпосылок для медиации является воля сторон к мирному разрешению спора и добровольность их участия в процедуре медиации.

В медиации вместо поиска судебных решений идет выработка решений при условии сотрудничества сторон. Если в судебной процедуре право применяет­ся, то в медиации оно используется.

В медиации выдвигаются на передний план интересы сторон, причем выявляются истинные раз­личия интересов и обозначается их возможная об­щность. Идет создание условий для нахождения такой формы взаимоотношений, которая позволила бы кон­фликтующие стороны превратить в сотрудничающие. Это отчасти достигается уже самим их участием в про­цедуре медиации, что позволяет осознать возможнос­ти и преимущества сотрудничества, партнерских отно­шений. Несмотря на существующие в данный момент трудности и кажущиеся неразрешимыми разногласия, у сторон есть возможность сохранить партнерские от­ношения, и даже найти новую форму сотрудничества.

И медиация нацелена именно на формирование таких партнерских отношений и на будущее сотрудничество между спорящими сторонами.

Выделяют несколько типов программы восстановительного разрешения конфликтов: восстановительная медиация (программа примирения), круг сообщества, семейная конференция:

Восстановительная медиация (программа примирения) программа, в которой медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных ситуаций.

При реализации программы восстановительной медиации конфликтующие стороны встречаются для переговоров. Организованный диалог дает возможность сторонам лучше узнать и понять друг друга, способствует изменению отношений: от отношений конфронтации, предубеждений, подозрительности, агрессивности к позитивным взаимоотношениям. И ключевая роль здесь принадлежит медиатору, который помогает выразить и услышать точки зрения, мнения, чувства сторон, что формирует пространство взаимопонимания. Другими словами, организация диалога позволяет выйти на проблемы, интересы и потребности, которые обычно в ситуации конфликта скрыты за негативными отношениями сторон друг к другу.

Важнейшим результатом восстановительной медиации являются восстановительные действия (извинение, прощение, стремление искренне загладить причиненный вред), то есть такие действия, которые помогают исправить последствия конфликтной ситуации.

Восстановительная медиация широко используется при разрешении межличностных конфликтов (в том числе детско-родительских, супружеских), представляющих собой противоречия между двумя субъектами, которые в силу сложившихся стереотипов поведения не могут быть устранены ими самостоятельно.

Использование восстановительной медиации позволяет конфликтующим сторонам своевременно и эффективно разрешить локальный конфликт, не допустить ухудшения отношений, а порой и улучшить их за счет четкого осознания своих истинных интересов и потребностей, выработать взаимоудовлетворяющее решение.

Круг сообщества (круг примирения) – программа, направленная на работу с групповыми конфликтами (ситуации изгоев, межэтнические конфликты и пр.). Такая восстановительная программа может проводиться с разными целями: круги принятия решения, круги поддержки и исцеления (когда не требуется решение) и пр. Однако круг всегда собирается по какой-то проблемной ситуации, которая требует отклика. В заседании круга сообщества принимают участие только те, кого так или иначе затронула проблема, и кто готов прилагать усилия для ее решения. Привлекая к обсуждению проблемы заинтересованных людей, медиатор обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение. При этом важнейшим результатом круга примирения является разрешение проблемной ситуации через создание и укрепление общин (школьный класс, группа друзей, родственников и т. д.).

Главной особенностью круга сообществ является наличие возможности для каждого участника высказать свою точку зрения и быть услышанным другими участниками круга. Медиатор направляет разговор в конструктивное русло, поддерживает атмосферу круга и его единство, помогает переформулировать резкие и излишне эмоциональные высказывания участников конфликта. При этом решение поставленных на обсуждение вопросов лежит на участниках конфликта, посредник лишь способствует нормализации коммуникации, достижению взаимопонимания и выработке соглашения.

Семейная конференция (семейная восстановительная встреча) – программа, способствующая активизации ресурса семьи для выработки ее членами собственного плана по выходу из проблемной ситуации для обеспечения безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи.

Семейная конференция проводится, когда в проблемную ситуацию включена семья ребенка, например, конфликтные внутрисемейные отношения, негативно сказывающиеся на ребенке, угроза лишения родительских прав и др. На семейную конференцию приглашается максимально широкий состав семьи: родители, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры и другие родственники (в особых случаях соседи, коллеги и прочие заинтересованные лица). Суть семейной конференции заключается в передаче семье ответственности за разработку плана по выходу из проблемной ситуации. Другими словами, программа направлена на активизацию ресурсов семьи и ближайшего социального окружения для выработки самостоятельного решения по выходу из кризисной ситуации. В процессе семейной конференции создаются условия, которые позволяют всем членам семьи услышать друг друга, осознать долю своей ответственности, приложить усилия для восстановления разрушенных связей и найти выход из проблемной ситуации. Медиатор в процессе конференции выполняет вспомогательную роль, заключающуюся в предоставлении информации о возможностях получения услуг.

Важнейшим результатом семейной конференции является принятие плана исправления ситуации, который вырабатывается самими участниками, а социальное сопровождение осуществляет их ближайшее окружение и значимые люди. Вероятность выполнения плана, составленного членами семьи для самих себя, значительно выше, чем, если бы план составляли другие люди.

Применение семейной конференции позволяет взрослым подобрать наиболее подходящие действия, чтобы обеспечить защиту и надлежащую заботу о ребенке, преодолеть жизненные трудности путем взаимодействия с ближайшим окружением, способствует сплочению семьи и активизации ее потенциала.

Семейную конференцию используют с целью профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, поддержки семей и детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Итак, программы восстановительного разрешения конфликтов строятся на организации переговоров таким образом, чтобы помочь человеку определить круг проблем, осознать конфликтную ситуацию, ее последствия и найти пути выхода из нее. При необходимости создается возможность включения в эту работу ближайшего социального окружения, которое становится активным субъектом в изменении ситуации. Несомненным достоинством программы восстановительного разрешения конфликтов является то, что ответственность за разрешение проблемы и контроль за исполнением решений перестают зависеть от специалистов, а целиком и полностью находятся в руках участников конфликта.

Таким образом, использование медиации и восстановительного подхода способствует решению задач профилактики, коррекции и реабилитации в работе с женщинами и их семьями, направленными на конструктивное общение и разрешение конфликтных ситуаций, восстановление отношений с социальным окружением, позволяет учитывать индивидуальные интересы и потребности женщин.

Различные возможности или методы вмешательства медиатора 

В зависимости от формы вмешательства, и от того, как медиатор ведет процедуру в медиации, различают две основных стратегии:

Содействующая медиация: медиатор явля­ется катализатором диалога между участниками. Он лишь следит за соблюдением регламента и за структу­рой процесса.

Оценочная медиация: медиатор влияет на процесс медиации, оценивая происходящее, а при оп­ределенных обстоятельствах и оказывает влияние на результат диалога, при необходимости предлагая свои варианты разрешения конфликта.

Различают следующие формы или роли медиато­ров в ведении процесса медиации:

Медиатор как «председатель» (спаггтап): он только регулирует процедуру и не оказывает никакого влияния на содержание медиации.

Медиатор как «формулировщик» (enuncia-tor): своим участием он расширяет информационную и аргументационную базу участников, используя свои профессиональные знания и навыки.

Медиатор как «подсказчик» (prompter): он пытается не только направлять процесс, но и коорди­нировать его содержание.

Медиатор как «оценщик» (evaluator): здесь он действует, например, как «агент реальности», вскрывая нереалистичные ожидания сторон, давая свою оценку ситуации.

Медиатор как «лидер» (leader): здесь медиа­тор вносит свои предложения по решению вопроса.

Работа медиатора должна отвечать следующим критериям:

1. Беспристрастность

Цель медиатора - поддерживать обоих партнеров по конфликтуй оставаться «нейтральным». Медиатор не занимает выраженной позиции в отношении какой-либо из сторон, не играет роль третейского судьи. Ме­диатор старается сохранить нейтральную позицию, побуждая других участников к высказыванию своих мнений и ощущений на протяжении всего процесса медиации. Здесь важна справедливость, а также обес­печение всем участникам равных возможностей для высказывания своей точки зрения, позиции, интере­сов, мотивов и пожеланий.

2. Принятие участников

Это способность принимать другого человека с его сильными и слабыми сторонами.

3. Признание

Медиатор не только принимает человека, но и по­казывает ему, что ценит его, уважает и считается с его мнением. Из этого следует, что с обеими сторонами в споре нужно говорить достойно и уважительно. Им должна быть предложена возможность поочередно высказать свою точку зрения, которая непременно бу­дет воспринята и принята во внимание.

4. Поддержка

Всем людям необходима поддержка. Медиатор дол­жен уметь, сохраняя нейтральность, поддерживать обе стороны, чтобы они могли высказать свои мнения.

Есть также ряд общих для всех участников проце­дуры условий, необходимых для обеспечения успеха процесса медиации:

уважение и терпимость, способность слу­шать и допускать другие точки зрения, отличные от собственных;

исключение любых оскорблений, тем более рукоприкладства;

добровольность;

готовность к сотрудничеству и личная ответс­твенность;

конфиденциальность и неразглашение ин­формации третьим лицам;

открытость и честность по отношению друг к другу в том, что касается содержания конфликта;

соблюдение договоренностей и претворение их в жизнь.

Благодаря выполнению этих условий появляется возможность:

выслушать также и другую сторону, принять к сведению различные точки зрения;

посмотреть на конфликт со стороны (пос­кольку часто «за деревьями не видно леса»);

ясно понять, в чем, собственно, состоит кон­фликт, какие аспекты важно каждому урегулировать и что нуждается в улучшении;

в итоге, выработать совершенно новую по­зицию и найти творческие подходы к разрешению спора.

Личные качества и мотивировки, которыми должны обладать участники для обеспечения эф­фективности процесса медиации

Роль медиатора состоит, с одной стороны, в том, чтобы следить за общими правилами (регламен­том), которые обычно вырабатываются сторонами до начала процесса медиации, и, с другой стороны, сделать «невысказанное» осознаваемым сторонами и обсуждаемым, за счет своих стараний обнаружить и сделать прозрачными специфические, постоянно встречающиеся дисфункциональные модели комму­никации участников.

Для того, чтобы действовать в качестве медиато­ра, необходимо уметь принимать и признавать других людей в их индивидуальных проявлениях, при этом медиатор вовсе не обязан ни разделять их мнения, ни одобрять их поведение.

Критерии отбора семей для проведения медиации

Основными критериями для участия в медиации являются:

наличие трудной жизненной ситуации, ее необходимо разрешить или принять решение в отношении ребенка;

возраст участников старше 10 лет (возможны исключения, необходимо учитывать уровень развития ребенка);

семья согласна на проведение медиации и знает, что участие – это добровольный процесс,

у семьи есть ближайшее окружение, которое готово поддержать ее;

участники мотивированы, положительно настроены и хотят разрешить возникшие трудности.

Определены также критерии, когда семейная ситуация не принимается медиацией. Основными из них являются:

отсутствие ближайшего окружения (количество предполагаемых участников от семьи – 1 или 2 человека);

отсутствие мотивации – семья не видит необходимости в организации и проведении медиации;

высокий уровень враждебности и агрессивности по отношению друг другу среди членов семьи;

члены семьи или родители хронически зависимы от алкоголя или наркотиков;

члены семьи или родители недееспособны в силу психического заболевания;

проблема семьи чересчур личная, чтобы выносить ее на обсуждение даже с дальними родственниками;

семьи, в которых есть доминантные члены семьи, которые могут манипулировать другими участниками;

наличие выработанного решения специалистами, работающими с семьей; маловероятно, что самостоятельно принятое семьей решение будет одобрено специалистами в случае проведения семейной групповой конференции; специалисты предпочитают традиционные методы работы с семьей инновационным;

предубежденность специалистов, которые не видят в семье потенциала;

несогласие семьи с причиной для встречи (с ключевым вопросом);

ситуация, когда возраст ребенка приближается к совершеннолетию, и он не хочет проводить такую встречу. К такому мнению необходимо отнестись с уважением. Если ребенок младше, то обстоятельства в семье и ключевой вопрос определяют необходимость проведения встречи (даже без присутствия ребенка);

категорические возражения биологических родителей (или замещающей семьи) против проведения медиации. Однако если родители лишены родительских прав или ребенок временно проживает вне биологической семьи, то ближайшее окружение может быть собрано независимым ведущим по заявке референта, чтобы определить место проживания ребенка среди родственников (по возможности);

в ситуациях жестокого насилия, в случаях угрозы безопасности ребенку или другим членам семьи после проведения медиации, когда ребенок категорически отказывается от участия, а без него невозможно провести встречу;

ситуация требует немедленного вмешательства, а ее разрешение – жизненно важное;

ограниченные временные рамки по подготовки семейного совета, то есть недостаток времени для подготовки.

Представленные примеры не ограничиваются данным списком ситуаций, их может быть больше. Важно отметить, что каждый конкретный случай должен тщательно рассматриваться на этапе обращения. Если появляются сомнения, то их целесообразно и необходимо обсуждать на трехсторонней встрече с участием референта, независимого ведущего и координатора проекта, чтобы исключить потенциальные риски в случае проведения медиации.

Следует подчеркнуть, что участники конфликта могут отказаться от проведения медиации в любое время, на любом этапе.

В свою очередь, ведущий тоже имеет право не проводить или прекратить проведение медиации, если посчитает ведение переговоров нецелесообразным по следующим причинам:

спор не может быть разрешен с помощью медиации;

стороны уклоняются от участия, не соблюдают правила поведения и принципы медиации;

стороны не предоставляют информацию, которая является необходимой для проведения примирительной встречи;

стороны ориентируются на заключение соглашения, противоречащего правовым нормам;

в результате соглашения может быть причинен ущерб третьей стороне.

Принимая решение о прекращении проведения восстановительной программы, ведущий должен объяснить сторонам причины отказа.

Каждый из участников медиации имеет право в любой момент прекратить процесс медиации.

На протяжении всего процесса медиации сто­роны ведут переговоры вместе, при общем участии. Индивидуальные встречи проводятся с ведома и с со­гласия всех участников.

Все эти условия направлены на максимальное ис­пользование преимуществ медиации, и их выполне­ние всеми участниками во многом стимулируется той выгодой, которую они получают, включаясь в этот процесс. Такая выгода должна быть очевидна для всех, и, прежде чем диктовать участникам перечисленные выше условия, следует обрисовать те преимущества, которые они получают, согласившись принять участие в медиации:

Они могут самостоятельно определять затра­ты времени и средств на процесс разрешения спора;

Они получают полный контроль над процеду­рой урегулирования спора;

Они получают возможность найти именно те решения, которые подходят для данного конкретного случая;

Найденное решение будет принадлежать имен­но им, а, следовательно, оно будет качественно превос­ходить в их глазах любое решение «со стороны».

Уважаемые жители города Пыть-Яха!

Информация о службах примирения в нашем городе размещена на официальном сайте администрации г. Пыть-Яха  https://adm.gov86.org/399/699/844/2641/

Служба примирения есть в каждой общеобразовательной школе города.

Услуги медиации оказывают и социальные учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в нашем городе это БУ «Пыть-Яхский комплексный центр социального обслуживания населения».

Информация о социальных учреждениях, оказывающих услуги медиации также доступна на официальном сайте администрации города, по ссылке https://adm.gov86.org/399/699/844/4040/

Статья подготовлена заведующим отделением психологической помощи гражданам Мингалёвой М.Л.