Вы здесь

ПАМЯТКА ЗАМЕЩАЮЩИМ РОДИТЕЛЯМ

22.06.2015

Привязанность – это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми,

которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены.

В процессе адаптации ребенка в семье он проходит разные стадии привязанности к родителям.  Когда заканчивается стадия адаптации «медовый месяц», ребенок начинает вести себя более естественно. В этот период могут начать проявляться все накопленные ранее проблемы, в том числе и в развитии привязанности. И этих проблем тем больше, чем более неблагополучной была кровная семья ребенка или чем больше времени он провел в детском доме.

Условия формирования надежной привязанности в приемной семье

  • Для детей раннего возраста (от рождения до 3 лет) надежная привязанность может быть установлена в том случае, если ребенок чувствует, что его любят и опекают. Благодаря каждодневному позитивному опыту общения с замещающими родителями дети начинают чувствовать себя комфортно и безопасно в новой семье, что позволяет развивать надежную привязанность. Родителям предстоит научиться угадывать и удовлетворять основные потребности ребенка, это поможет ему научиться обращаться к замещающим родителям за помощью и будет способствовать установлению позитивных эмоциональных связей
  • Замещающим родителям следует быть готовыми к тому, что малыш, взятый в семью в возрасте 3-х лет и старше, может проявить значительный регресс в поведении (начинает вести себя как маленький, карабкается на руки к взрослому и т.п.), неосознанно восполняя тот этап в отношениях с матерью, который он упустил. В других случаях (имея опыт физического и сексуального насилия) ребенок может начать избегать любого телесного контакта. Как дошкольник, так и школьник, может испытывать трудности в установлении гармоничных отношений с замещающими родителями, используя знакомые деструктивные формы поведения и ожидая привычного отношения взрослых к нему. Формирование новых, конструктивных способов взаимодействия в таком случае потребует достаточно времени и терпения
  • Для маленьких детей важно эмоциональное общение, контакт глаз, улыбка, разговор взрослого во время режимных моментов (кормление, умывание и т.п.) и наблюдений за окружающим, пение и игра, а также физический контакт – объятия, поглаживание, массаж. С приемными детьми важно говорить об их впечатлениях, успехах, переживаниях. Ученые считают, что с приемными детьми стоит говорить о том, как они попали в замещающую семью и даже вести специальный альбом с фотографиями первых и последующих дней в семье и предлагают отмечать не только дату рождения, но и приема ребенка в семью
  • Поддержание режима дня, ритуалов и обычаев, выработка правил поведения в новой семье также способствуют чувству стабильности и защищенности
  • Для формирования привязанности, восстановлении базового доверия к миру, утраченного детьми из детских домов, большое значение имеют последовательность и единство подходов в воспитании обоих родителей. Если сегодня ребенка, разбившего коленку, пожалели, а завтра поругали за то же самое, то у него возникнет еще большее недоверие к миру и людям
  • Способность родителей к рефлексии и сопереживанию способствуют развитию у ребенка надежной привязанности. И, конечно же, ключевой предпосылкой развития привязанности ребенка является понимание этого процесса родителями и особенности самих родителей. Так, родители, у которых в детстве была сформирована ненадежная привязанность, будут иметь трудности в развитии надежной привязанности у своих детей, но им в этом может помочь квалифицированный специалист

П Р А В И Л А

 выстраивания взаимоотношений с ребенком,

которые могут быть полезны родителям

  • Быть сенситивным, чувствительным, отзывчивым. Часто дети с нарушениями привязанности и дети, пережившие жестокое обращение со стороны взрослых испытывают затруднения при описании своего внутреннего состояния, мыслей и эмоций, родители должны научить их этому. Взрослый также должен быть чувствителен к эмоциям и мотивам поведения ребенка. Постепенно взрослый должен помочь ребенку научиться совладать со своими эмоциями
  • Быть ответственным. Когда родитель заботится о ребенке, своевременно удовлетворяет его потребности (в еде, любви, заботе, безопасности), тот усваивает новую, здоровую модель взаимоотношений и новую модель родительского поведения
  • Делиться эмоциями, намерениями, мыслями и опытом. Это позволит ребенку «вылечиться» и научиться близким отношения
  • Создавать чувство безопасности и надежности. До тех пор пока ребенок не будет чувствовать себя в физической, психологической и эмоциональной безопасности, исцеление невозможно. Оно необходимо для того, чтобы он мог поделиться своими чувствами, воспоминаниями и мыслями

Следует помнить о том, что каждый ребенок устанавливает эмоциональные связи с членами своей новой семьи по-разному и нет одинаковых рецептов для каждой семьи. Важно то, что большинство проблем, связанных с формированием привязанности у ребенка, взятого в семью – преодолимы, и преодоление их зависит в первую очередь от родителей. Не стоит стесняться обращаться за консультацией к профессиональному психологу, он поможет сделать процесс адаптации приемного ребенка и его новой семьи друг к другу более успешным и безболезненным.

Наш адрес:

 

г. Пыть-Ях,  2 (А) мкр., ул. Советская, д. 5.

Телефон для справок:   8 (3463)   42 – 32 – 46

E-mail: gelios-center@dtsznhmao.ru

Отделение психолого-педагогической помощи семье и детям

Буклет подготовлен  по материалам сайта: http://www.sibchildren.ru