Вы здесь

Подросток и его окружение

23.10.2019

В подростковом возрасте первостепенную значимость приобретает система взаимоотношений с окружающими и социальной средой, что в свою очередь определяет направленность психического развития подростка. Проявления подросткового возраста обуславливаются конкретными социальными обстоятельствами и изменением места подростка в социуме. Подросток вступает в новые отношения с миром взрослых и, следовательно, меняется его социальное положение в семье, школе, на улице. В семье на него возлагают более ответственные обязанности, и он сам стремится к более «взрослым» ролям, копируя поведение старших товарищей.

Смысл понятия социальная среда подростка включает совокупность отношений, складывающихся в обществе, идеи и ценности, которые направлены на развитие личности. Общаясь в социальной среде, подростки активно осваивают нормы, цели и средства поведения, вырабатывают оценочные критерии для себя и других.

При нормальной обстановке в школе и дома, ближайшая среда имеет большое влияние на поступки, мысли и взгляды подростка: он прислушивается к мнению родителей, хорошо общается с друзьями. Если подросток не находит понимания среди людей из ближайшей среды, то дальняя среда (мир незнакомых людей) может оказывать бόльшое влияние на сознание, мировоззрение и поступки подростка, чем люди из ближнего окружения. Чем дальше от подростка стоит круг общения, тем меньше доверия он к нему испытывает. Родители или школа, которые по какой-то причине теряют авторитет для подростка, оказываются за кругом его доверия.

Школа в этой ситуации занимает как бы промежуточное положение. Она стоит между двумя мирами — ближним и дальним. Учитель, особенно классный руко­водитель, может стать самым близким и родным человеком. Но школа как учреждение скорее дистанцирована от индивида.

Чтобы научиться контролировать окружение подростка, узнать с кем он дружит, к кому испытывает симпатию, что ему нравится, что нет, необходимо соблюдать несколько простых, казалось бы, правил.

Самое важное – нужно общаться с ребенком, нужно с ним разговаривать. Ведь роль играет не количество проведенного с детьми времени, а его качество (о чем говорят, как говорят, какие выводы делают обе стороны после разговора, какие эмоции при этом испытывают и т.д.).

В наше время ребенок «втянут» и является активным пользователем социальных сетей в сети Интернет. Знать в каких сетях и социальных группах он состоит, с кем общается в интернете тоже очень важно. Ведь именно оттуда могут прийти неприятности. 

Еще одно не сложное правило – это «познакомиться» с окружением своего ребенка. То есть не просто знать, кто его друг, а еще попытаться стать хотя бы знакомым этому другу. Узнать друзей как можно ближе. Необходимо интересоваться, куда подросток идет гулять, с кем, когда планирует вернуться. Подобные мелочи и вроде бы надоедливые вопросы могут зачастую сыграть положительную роль в выстраивании с ребенком правильных и доброжелательных отношений, помогут ему анализировать свои поступки и, главное, чувствовать, что за него переживают и им интересуются.

Статья подготовлена с использованием интернет ресурса:

https://helpiks.org/8-39651.html

https://womanadvice.ru/socialnaya-sreda-podrostkov